Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Сведения о наличии оборудованных кабинетов, в том числе приспособленных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Для организации образовательной деятельности в МБДОУ Д/с «Тополёк» с.им.9 Января в двух зданиях функционирует 5 групп общеразвивающей направленности. В состав каждой групповой ячейки входят (только в средней группе                         совмещено помещение игровой и спальной комнат):

  1. Приемная - предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Приемные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для детей оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка         маркируется.    Также    в приемной                       расположены               информационные стенды для родителей («Для вас, родители», «Безопасность», «Меню», и т.д.). В них размещается информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов. Также в приемных оформляются выставки детских работ.
  2. Игровая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. В групповых установлены столы и стулья по количеству детей в группах. Стулья и столы промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Каждая игровая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада обеспечивает реализацию образовательной программы дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда в группах обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.

Развивающая предметно – пространственная среда групп обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность для уединения. В каждой возрастной группе в целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным создан «Уголок уединения». В уголке представлены альбомы, книги, телефон, игрушки для релаксации, игрушки- забавы.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию обязательной части Программы и части, формируемой частниками образовательных отношений.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает учет национально-культурных условий. В патриотических уголках в группах имеются официальные и неофициальные символы Оренбургской области: флаг, герб, пуховый платок, изделия народных промыслов, куклы в национальных костюмах.

Развивающая    предметно-пространственная    среда    обеспечивает                учет климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.      Эти     особенности                        отражаются       в              сезонном       оформлении  и содержании уголков природы (времена года) и группы в целом. В группах имеется   дидактическая    кукла,      которая      одета          по                сезону,   иллюстрации, отражающие сезонные явления. В младшем дошкольном возрасте игровое и дидактическое                         оборудования    представлено        предметными                 игрушками, отражающие специфику растительного и животного мира Оренбургской области.       В      старшем дошкольном                возрасте                          представлены    макетами, дидактическим материалом (колосья хлеба, каравай и т.д.) Подбор игрового оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда является                 содержательно-насыщенной,                                трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность предметно-пространственной развивающей образовательной среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Развивающая     предметно-пространственная     среда     групп                      оснащена средствами обучения и воспитания, материалами, инвентарем, игровым, спортивным и  оздоровительным                    оборудованием,              которые  обеспечивают игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,   участие    в   подвижных играх       и   соревнованиях.    В                     группах оборудованы физкультурные уголки и уголки здоровья, имеется выносной материал по сезону.

Развивающая предметно-пространственная среда групп оснащена средствами обучения и воспитания, материалами, инвентарем, игровым, оборудованием, которые обеспечивают познавательную, исследовательскую активность всех детей, а также экспериментирование с доступными материалами, в том числе с песком и водой. В группах оформлены уголки экспериментирования, оснащенные всем необходимым для организации познавательно-исследовательской деятельности.

В целях обеспечения творческой активности всех детей, их эмоционального благополучия во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможности самовыражения в группах

оформлены уголки изобразительной деятельности, конструирования, музыкальный, ряжения, театрализации.

Для речевого развития оформлен речевой и книжный уголки. Большое место уделяется книгам, которые представлены не только художественными книгами, но и познавательной и справочной литературой для детей, обучающими книгами. В речевых уголках подобран игровой и дидактический материал, направленный на развитие: артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры, артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук, артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, ватные палочки, ватные диски); пособия для развития дыхания (разноцветные шарики, султанчики, бумажные снежинки, колокольчики из фольги на ниточке и т.д.); пособия для развития мелкой моторики (массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, различный материал для составления букв); материал по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова; игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков; схема слова); игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам); игры по развитию связной речи.

Трансформируемость развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (в группах имеются мягкие модули или ширмы, развивающая среда в группах меняется с учетом поставленных задач, праздников, времени года).

Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Группы полностью обеспечены детской мебелью, имеются мягкие модули, ширмы, которые дети используют в постройках, сюжетно-ролевых играх. В уголках природы имеется природный материал: шишки, желуди, семена которые используются в познавательной, продуктивной деятельности детей, при организации подвижных игр. Дети используют природный и бросовый материал в качестве предметов-заместителей вместо традиционных игрушек.

Вариативность развивающей предметно-пространственной среды проявляется в наличии различных пространств для игры, конструирования, уединения, а также в разнообразии материалов, игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы в группах и у специалистов, стимулирующих разнообразную детскую деятельность. В подборе игр и игровых пособий для детей прослеживается их разноуровневость т.е. наличие

одинаковых по смысловому значению, но разных по уровню сложности развивающих задач.

Доступность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Материалы для младшего возраста размещаются на открытых полках, а сами материалы подобраны внешне привлекательные, яркие. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка, это способствует развитию его активности, самостоятельности. Сотрудники постоянно следят за тем, чтобы игрушки, оборудование были исправны.

Содержимое развивающей предметно-пространственной образовательной среды групп соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Групповые помещения не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей, острые углы и кромки мебели закруглены. Используемые игрушки безвредны для здоровья детей, отвечают санитарно- эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность.

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды учитывается целостность образовательного процесса образовательных областей: социально-коммуникативного развития, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Образовательная область

Развивающая предметно-пространственная среда

Социально- коммуникативное развитие

Уголок безопасности Уголок дежурных Уголок уединения

Игровая зона сюжетно-ролевых игр

Познавательное развитие

Уголок экспериментирования Уголок природы Патриотический уголок

Сенсорный уголок/познавательный уголок

Речевое развитие

Книжный уголок Речевой уголок

Художественно- эстетическое развитие

Музыкальный уголок

Уголок изобразительной деятельности Уголок конструирования

Уголок театрализации Уголок ряжения

Физическое развитие

Физкультурный уголок Уголок здоровья

  1. Спальня - предназначена для организации дневного сна детей. Спальни оборудованы стационарными кроватями. Дети обеспечены индивидуальными

постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Имеют 3 комплекта постельного белья и полотенец, 2 комплекта наматрасников из расчета на 1 ребенка. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.

  1. Буфетная - предназначена для хранения и мытья столовой посуды. 5.Туалетные помещения делятся на умывальную зону и зону санитарных узлов, оснащение которых соответствует требования СанПиН 1.2.3685-21. Здесь установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, установлены вешалки для детских полотенец, кроме того в туалетных установлены шкафы для уборочного инвентаря, в туалетных ясельных и средней группах установлены душевые поддоны, в туалетных других групп нет  возможности установки душевых поддонов, о чем имеется заключение                                 Отдела архитектуры и градостроительства администрации МО Оренбургский  район.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Сведения о наличии объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ Д/с «Тополёк» с.им.9 Января оборудованы следующие помещения для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленных для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: музыкальный зал совмещенный с физкультурным, 1 рабочее место для учителя-логопеда.

Вид помещения

Функциональное использование

Оборудование

музыкальный зал

совмещенный с

физкультурным

Проведение музыкальной деятельности, физической культуры, праздников,

развлечений, утренней

Электронное пианино, детские музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, картотеки, фонотека, нотный материал, музыкальный центр, микрофоны, стереосистема,

мультимедийная техника, зеркальный шар, детские костюмы,

гимнастики, индивидуальных занятий с детьми

спортивное оборудование и спортивный инвентарь, спортивные модули, маты и т.д.

Проведение

подгрупповой и

индивидуальной

коррекционной

работы с детьми по

рабочее место учителя- логопеда

устранению речевых дефектов и предупреждению возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым

недоразвитием, а также для

Диагностический и коррекционный материал, развивающие игры, дидактические и наглядные пособия и игрушки.

проведения

консультативной и

просветительской

работы с

родителями

(законными представителями) воспитанников.

В МБДОУ Д/с «Тополёк» с.им.9 Января оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленных для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, расположенными на территории: прогулочные веранды, спортивная площадка, огород.

Прогулочные участки

На территории находятся 3 прогулочных участка. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки установлены теневые навесы. Участки оснащены малыми архитектурными формами и игровым оборудованием.

Прогулочные участки предназначены для прогулки, наблюдения, игровой деятельности, самостоятельной двигательной деятельности, индивидуальной работы, трудовой деятельности с детьми.

Спортивная площадка

Спортивная площадка предназначена для проведения занятий по физической культуре, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками. На площадке имеется спортивное оборудование: бум, дуги для подлезания, стенка гимнастическая, прыжковая яма.

Огород

В целях осуществления экологического и трудового воспитания детей в детском саду оборудован огород, для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и ее сезонными изменениями, для организации трудовой деятельности детей, способствующей усвоению детьми навыков ухода за растениями.

Наличие оборудованных библиотек

Не имеются

Наличие оборудованных объектов спорта

Музыкально-спортивные залы детского сада приспособленные помещения, предназначены для проведения утренней зарядки, занятий физической культурой с детьми, в том числе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ. Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, занятий физической культурой и спортивных развлечений используется музыкальное сопровождение. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.

Спортивные площадки также предназначены для проведения занятий по физической культуре, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками. На площадке имеется спортивное оборудование: бум, дуги для подлезания, стенка гимнастическая, прыжковая яма, мишень для метания, корзина для баскетбола, напольные корзины для метания.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания

Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками), используются различные средства обучения и воспитания. Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно - коммуникативные сети, аппаратно - программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Оба здания МБДОУ Д/с «Тополёк» с.им. 9 Января для проведения практических занятий с обучающимися (воспитанниками), а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:

 - игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки);

- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);

- учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и другое);

- музыкальными инструментами (металлофонами, треугольники, трещотки, колокольчики и др.);

- техническими средствами обучения (магнитофоны и др.);

- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) (книги, энциклопедии и др.).

Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. В МБДОУ имеются музыкально-физкультурные залы, уголок педагога-психолога, рабочие места учителя-логопеда, музыкальнного руководителя, которые оборудованы всем необходимым материалом и оборудованием.

 В музыкальных залах есть проектор, экран, музыкальный центр, синтезатор, микрофоны, декорации, детские музыкальные инструменты, костюмы. В этом же зале есть мячи, обручи, скакалки, а также остальное спортивное оборудование.

В уголке педагога – психолога имеется стол для занятий (песочная терапия). На рабочем месте учителя-логопеда имеется все необходимое оборудование, дидактические и наглядные пособия для работы по исправлению речевых нарушений.

Педагоги используют в своей работе электронные образовательные ресурсы.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ к информационным системам обучающимся в ДОУ не предоставляется

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Ссылки на сайты:

http://fcior.edu.ru/ - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

- http://www.mon.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации

http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование»

http://window.edu.ru/ - информационная система  «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie